Форум » Страна советов » фольклор, ритуалы и обычаи на Руси. » Ответить

фольклор, ритуалы и обычаи на Руси.

Anna: В России свадьбы всегда играли на Святки или на Красную горку, Любили справлять свадьбу и осенью , когда был сжат последний хлебный колосок. Свадебные ритуалы, а также наряд деревенской невесты носил особенный магический характер. Перед свадьбой принято было молодым париться в бане. Это обозначало не только чистоплотность, но и чистоту брачных отношений. На свадьбу принято, было наряжать красавицу-невесту, в крытую шелком шубу, украшенный мехом головной убор, богато расшитые перламутром и золотыми нитями меховые крытые цветной тканью рукавицы. С величальными песнями распускали невесте волосы и заплетали две косы. Голову украшали кикой или кокошником. Это считается главным обрядом. Непокрытые женские волосы привлекали в дом разор и зло. Молодых усаживали на покрытые мехом скамьи. Брачное ложе, в первую ночь, тоже накрывали меховой шубой. У восточных славян мех ассоциировался богатством и достатком в доме. Хорошему ценному меху придавалось огромное значение Еще во времена древней Руси, если влюбленные хотели оценить достоинства суженного или своей лады, то они в свадебных песнях величали друг друга куницей и соболем. Такие выражения как «свадебная куница» или «девичье куничное» всегда обозначали выкуп невесты. В своих песнях и речах свадебные дружки, величая молодых женщин, тоже упоминали словосочетание куньи шубы. А еще в старину на княжеских столах молодым подносили жареных лебедей, кто был попроще, тот угощал молодых жареной курицей. На второй день молодуха одевала в вышитую декоративными различными элементами белую льняную рубаху, в красный сарафан или подвязывалась красным передником и богато разукрашенным головным убором. Крестьянки, одевая на себя ту или иную деталь красного цвета, считали, что этот тон их наряда придает им особенную жизненную энергетику и оберегает женскую привлекательность. Не забывали они про кольты, монисты, серьги и другие подвесные украшения ..В кольты молодые красавицы, для здоровья, для хорошего запаха да и чтобы день прошел веселее наливали пахучие травяные масла.

Ответов - 34, стр: 1 2 All

Anna: Крестьянские костюмы русских красавиц северных областей России всегда отличались разнообразием и особенным великолепием. Жительницы каждой губернии Русского Севера украшали наряд на свой лад. Отличались они узором кружев, орнаментной вышивкой, украшением. Речной жемчуг, сковзные ограненные пронизки створок раковин-жемчужниц, плоские золотные нитьи и крученные золотые нити. Все эти аксессуары в самые разные эпохи, пользовались большой популярностью у сельских модниц. Особенно почитались праздничный ансамбли. В праздники крестьянки одевали длинный и пышный сарафан, плечевую одежду на лямках душегрея, в рубаху и пояс. Голову обязательно покрывали повязкой. Девушки обязательно украшали свою косу шелковой лентой. Из чего же изготовляли одно из атрибутов женского наряда? Брали тонкую прямоугольную пластину на подкладке, обшивали ее красным шелком, (в богатых семьях брали бархат). Украшали золотым кружевом и расшивали жемчугом или перламутром. Повязку на голове закрепляли нарядной лентой в виде банта, которая спускалась на спину. Белые праздничные рубахи с пышными рукавами сшились из тонкой прозрачной кисеи. Во всех крестьянских семьях разного социального уровня праздничные сарафаны шили из парчи, бархата, шелка. Замысловато украшали их сложными растительными узорами и переливчатой тафтой. Нужно отметить , что русский крестьянки, вышивая вкладывали свой узор особенный смысл, свою сердечную тайну, свои переживания.. Все узоры, которыми украшалась одежда, праздничные и домашние атрибуты несли свой особенный сакральный смысл и имели прямое отношение к женской материальной культуре. Среди сюжетов можно встретить женскую фигуру с птицами в поднятых в руках. Которая является древней языческой богиней- покровительницей русских женщин. Считалось ,что такое изображение способствует долголетию и благополучию самой хозяйки и ее семьи. С целью сохранения и увеличения потомства , крестьянки любили украшать свои рубахи, сарафаны вышитым изображением лебедей, павлинов. Особенный магический смысл несли вышитые узоры цветов, растений, листьев, розеток, меандровых полос. Любили крестьянки дополнять свой наряд нагрудным украшением , расшитых жемчугом, перламутром. Кто был победнее , украшали свои воротники бисером и блестками. Завершал наряд пышно украшенный пояс. Из спокон веков , бабушки и матери передавали свои праздничные девичьи наряды по наследству молодому поколению. Так было принято на Руси.

Anna: До 19 века жило поверье у славянок, о том, что в крестьянской избе с членами семьи обитает Макоша- женская богиня. Как только не называли великую богиню- мать у разных славянских народов.- Макешь и Мокуша , Мокоша. Но у всех крестьянок она считалась покровительницей и защитницей семейных устоев, символом счастья и блага. Особенно любила Макоша помогать тем хозяйкам, которые успевали и в избе убраться и детей накормить и до пятницы все дела переделать и еще до праздников напрясть пряжу.. Поздней ночью когда все спали, невидимая Макоша любила наводить порядок в избе, стричь овец, Способствовала она удачной торговли, той хозяйке, которая торговала на ярмарке в воскресный день сметаной , грибами и ягодами, творогом, сливками, пенькой и всякими другими продуктами, которые воспроизводила она в своем деревенском хозяйстве. Но были случаи, когда наказывала она и ленивых хозяев. Так ночью баба Мара могла состричь волос у нерадивой хозяйки или спутать и порвать кудель. На Украине до сих пор жива легенда, где вняв мольбам несчастной селянки, Макоша превращает ее лодыря мужа в безобразную жабу. Чтобы задобрить свою богиню и сохранить ее покровительство женщины обязательно оставляли ей клок шерсти в ножницах. Нередко изображали ее в своих вышивках . Так архангельские, новгородские и вологодские крестьянки вышивали свою покровительницу в виде женщины у которой длинные подняты вверх или держать птиц , или поводья лошадей со всадниками. . Вокруг богини, как символ красоты и жизни , доброты и благополучия располагались знаки весеннего солнца, птиц. Любили украшать , стилизованными изображениями и яркими цветами свои прялки рукодельницы.

Anna: В ночь на 24 июня перед летним солнцестоянием , отмечается один из самых веселых и загадочных летних праздников – Ивана Купала. Приходится он на самую макушку лета, время роскошного цветения летней природы. По понятиям наших предков в это утро солнце, переливаясь всеми цветами как - то по-особому играет, а лучи его купаются в воде и весело пляшут. В славянской языческой легенде Купалу часто представляют виде веселого и молодого бога лета, украшенного спелыми плодами и яркими пышными цветами . Праздник Ивана Купалы нужно отмечать в ночь накануне солнцестояния, т.е. 24 июня . По обычаю в ночь перед Купалой нужно жечь костры на лугу у реки, петь, водить хороводы, прыгать через огонь. А кто прыгнет выше, того ждет большая удача и богатый урожай. Для хорошего урожая льна советую побросать березовые ветки. При этом, повторяя обрядовые слова: «Кабы мой лен был также велик , как этот дым!» Зажигая обрядовый костер, нужно помнить, что огонь считается очистительным для здоровья и для души. И разжигать огонь надо обязательно с помощью трения. Наши прадеды так и называли его Живым огнем. А под конец праздника по обычаю предков селяне обязательно спускают в низ к реке колесо от телеги обмотанное горящей соломой , По славянскому поверью горящее колесо символизирует не только солнцем, но и считается брачным союзом огня и воды. Потом не плохо с шутками и песнями потопить в реке чучело Купалы . Да и самим будет полезно искупаться в ночной реке. Так как в волшебную ночь вода наделяется волшебными и лечебными свойствами Именно со дня Ивана Купалы начинается настоящий купальный сезон. А какой праздник Ивана Купала проходит без гадания на венках. Еще за день до праздника молодые девушки начинают выбирать цветы для своих венков. Готовить дощечки и свечи, которые будут освещать плывущие венки по освещенной луной реке. В какую сторону поплывет венок, оттуда и приедет свататься суженый в семью невесты. Но не надо забывать, что именно в эту ночь знахари, и лекари отправляются собирать лечебные травы. Которые в волшебную ночь обретают особую колдовскую силу. Для удачи рвут траву Чернобыль, под корнем которой находится уголь для счастья. Для семейного счастья и веселого пира, справедливого суда утром,24 июня рекомендуют нарвать «Траву Царские очи». «Одолень-трава спасет Вас и при отравлении и поможет несчастной любви. Хорошо набрать подорожника. Он когда ноги устанут, да и кровь останавливает. Недаром на Русском Севере Купалу прозвали Иваном Травником. А еще старики рассказывают про цветущий папоротник. Только в ночь Купалы он расцветает. Цветок у него огненно-красный, весь искорками вспыхивает. Счастливцу, который сумеет сорвать этот цветок будут открыты все клады подземные. Но не следует забывать про нечистую силу , которая охраняет цветущий папоротник. Недаром ночь Купалы в народе прозвали колдовской, волшебной. Так на Украине, чтобы ведьмы не посмели, не повредили скотине и хозяйству, хозяйки перед входом в хлева и конюшни кладут крапиву и полынь. Но больше всего шабашному веселью ведьмы любят придаваться в одном месте- это на Лысой горе, около Киева. И горе тому, кто потревожит их веселье. Выходят чаровницы на луга и в болота, где собирают ядовитые различные травы, готовят разные козни заблудшим путникам. Не даром одним из значения праздников у славян являлось очищение не только от грязи но и от нечисти, от скверны. Хочу заметить одну вещь, что день который предшествует празднику Ивана Купалы посвящается Аграфене Купальнице. С этого периода начинается в России купальный сезон.


Jorgen: Возрождение древних народных традиций - очень важное дело на пути социально-культурного развития страны. В Украине, как и в России, очень богатый фольклор и традиционная культура, но вместе с тем, много чего было забыто или утеряно. Хочу представить детский коллектив с Украины Джерельце (по русски- Родничок), который занимается возрожением автентических обрядов Карпатских гор. У фольклорных експедициях дети вместе с руководителем изучили и представили в форме спектаклей, как в древние времена справляли свадьбу, собирали урожай, праздновали Пасху и Рождество и др. С кратким описанием таких программ можно ознакомится на страничке http://www.dzerelce.org.ua/opys.htm и послушать записи ансамбля можно здесь http://www.dzerelce.org.ua/Audio.htm Хотелось бы узнать, какие фольклорные коллективы есть в России

Kate: Молодцы! Как здорово, что где-то появляются люди, которые готовы возрождать старинные традиции. В позапрошлом году на Новый год была в Карелии, там очень удачно в программу вставили выступление одного ансамбля, который также возродил карельские танцы. Уплясались с ними до упаду! Было очень здорово. Поэтому, господа, это дело при грамотном развитии туризма может быть очень даже окупаемым. Спасибо, Jorgen , за ценную информацию!

Anna: Дорогие друзья. Вам очень повезло, что вы живете В богатом и уникальном, в плане истории, этнографии и природы, крае. Так уж слжилось, что в Карпатском крае образовался культурный узел Европейской цивилизации. За Вами будущее в Туризме. Надеюсь на сотрудничество. С уважением Анна

Anna: Хочу пригласить ансамбль Джерельце принять участие в народном фестивале "Золотой голос". Который будет проходить по городам Золотого кольца России. Предлалагем Вам незабываемые встречи, возможность познакомить зрителей с богатой культурой Карпатского края, Украины, интересные экскурсии и незабываемые впечатления. С уважением Анна.

Jorgen: Большое спасибо за приглашение! Пожалуйста, напишите поподробней о фестивале, времени его проведения. Если будет возможность, с радостью примем участие.

Anna: Информация о фестивале "Золотой голос" в ближайшее время будет опубликована. Я ее даже отправлю Вам по электронной почте. Хотелось бы помимо Вас пригласить и еще другие фольклерные и детские ансамбли Украины. В любое время , не только во время проведения фестиваля, готовы организовать концерты с участием детских и взрослых музыкальных коллективов по Золотому кольцу России и в Москве. Так 2005 году мы с Галиной Сергеевной отрганизовали поездку фольклерного немецкого коллектива из города Лейпцига. Участники явялются рабочими одного из предприятий города, а самому коллективу более ста лет. Концерты были проведены и в Москве, городахь Золотого Кольца. С уважением Анна. мой контактный телефон: 8(495) 754-67-68 mob: 8-916-845-93-38 mail: nav71bk@mail.ru

Anna: Начинаю собирать материал для своей работы по Закарпатью . Очень буду Вам благодарна за материал и фотографии. Анна

Jorgen: Начинаю собирать материал для своей работы по Закарпатью . Очень буду Вам благодарна за материал и фотографии. На форуме туристической библиотеки открыта тема о соляных озерах и шахтах на Закарпатье. А какая еще информация Вас интересует?

Anna: история, фольклер обычаи. Национальности которые проживают на территории Закарпатья и Прикарпатья, в том числе хотелось бы побольше узнать про историю такого народа, как Русины.

Jorgen: Есть такой хороший ресурс "Все о Закарпатье", где собраны сведения об истории края, населении, известных закарпатцах, флоре-фауне и т.п. А вот еще неплохой сайтец о туризме и рекреационных ресурсах области. Добро пожаловать в Закарпатье он называется.

Jorgen: И касательно русинов. В 1875 году географы из старого Венгерского королевства построили памятник в отдаленном регионе страны, который имел надпись: "Точные приборы подтвердили, что на этой точке, где широта и долгота пересекаются, находится центр Европы". Через более чем столетие, в 1977 году, был построен второй памятник для отмечания центра континента, который находится в точке пересечения двух линий: первая ведет с арктического побережья Норвегии на севере до берегов Крита на юге, вторая - с берегов Ирландии на западе до Уральских гор на востоке. Место этих памятников находится возле села Деловое (прежние Требушаны) в подножии северно центральных Карпат. Эта территория исконно была заселена восточными славянами, которые назывались карпатскими русинами, руснаками или просто руськими (от Русь) людьми. Традиционно восточнославянские поселенцы карпатского региона называли себя русинами или же руснаками (местный вариант). Однако в ХХ веке, а особенно в его второй половине, исторические названия русин (руснак) были измененными на другие, как, например, украинец на Закарпатье и в Словакии или лемко в Польше. Существуют также русины, которые отказались быть объединенными с любой из восточнославянских групп, потому отождествлялись с господствующими национальностями стран, в которых жили: с поляками, словаками и т.д. Кроме того, название русин было запрещенной в официальном потреблении после 1945 г. в советском Закарпатье и в Польше, а с началом 1950-х годов - в Чехословакии. Следствием стало то, что в пределах одной этнолингвистической группы, одного села, а иногда даже одной семьи были люди, которые называли себя по-разному: русинами, лемками, украинцами, словаками и поляками. Потому сейчас многие считают, что русины - это просто старое историческое название украинцев и что лемко - это региональное название украинцев, а другие убеждены, что имена лемко или руснак являются региональными формами для русинов, народу который отличается от украинцев и других соседних национальностей. Согласно из современными международными границами русины живут в пределах трех стран: Украины, Словакии и Польши. Также существует небольшая группа русинов на территории прежней Юґославии - потомки иммигрантов, которые оставили карпатскую землю в XVIII и XIX веках. Русинов насчитывают ок. 1,2 млн. человек. Это число включает 977 тыс. в Закарпатской области Украины (в прошлом - Подкарпатская Русь), 130 тыс. на Пряшивщине в Словакии, 80 тыс. на Лемкивщине, а также в других частях Польши; и ок. 30 тыс. в Хорватии.

Anna: ребята спс Вам. Да насчет Фестивальной программы "Золотой голос". Информация о ней будет размещена на сайте на следующей неделе. Анна.

Kate: Потехи царских детей XVI и XVII ст.

Anna: Кто из нас в летнюю жару не любит побаловать себя одним из самых старинных и оригинальных напитков - русским квасом. Основа кваса составляет так называемое жидкое тесто: вода, мука и солода. Вначале он подтвергается брожению. И только потом всю эту смесь вновь разводят водой , при этом не забывая добавить дрожжи, сахар , различные ароматические и вкусовые добавки. Еще в давние времена наши соотечественники смело считали, что квас по своим вкусовым качеством не иеимеет себе равных. Известен он нам еще со времен князя Владимира. В одной из древнерусских летописей относящихся к началу Х века было упомянуто, что сам князь приказал разлить квас по бчелкам и возить по городу. Господин Шмелев с восторгом вспоминал о монастырском квасе . В его детских воспоминаниях этот чудесный напиток остался в памяти как прохладный пахнущий мятой сладкий квас. Со временем, к сожалению многие старинные рецепты по приготовлению русского напитка были утеряны. Но до нас все таки дошли некоторые рецепты: Квас яблочный Взять чистых 2,5 кг яблок и порезать их ломтиками. Затем залить их кипяченой водой. Добавить туда цедру и дать настояться часа 3-4. Потом жидкость процедить и незабыть добавить 30 грамм дрожжей, растертые сахаром. Обязательно поставьте посуду, накрытую крышкой в теплое место дня на три или четыре. Готовый квас советую разлить по бутылкам и поставить в прохладное место. Квас из смородины и душистого меда. 2 литра свежеприготовленного сока из красной смородины процедить в эмалированную посуду. Затем добавьте 1 кг меда и одну столовую ложку виннокаменной кислоты. Все это нужно обязательно перемешать и поставить в теплое место для брожения. Когда квас станет прозрачным процедите его и разлейте по бутылкам при этом не забывайте плотно их закупоривать. Хранить его нужно на холоде дней 40-60. квас клюквенный: Сначало приговьте клюквенный морс. Затем в охлажденный напиток добавьте сахар и дрожжи. Всю эту приготовленную жидкость поставьте в теплое место на 10 часов. Ну а затем я вам посоветую при разливке этого популярного напитка положить в каждую бутылку по 2 или 3 изюмины и плотно их закупорьте. Дня через три смело угощайте квсом своих гостей. Я гарантирую , что они оценят ваше мастерство по достоинству. Ваша лесная учительница

Jorgen: Друзья, очень нужна информация о древних и современных свадебных традициях и обрядах греков. вопрос, конечно, специфический, но может кто встречал, буду признателен за любые ссылки и особенно фото. Jorgen

Kate: http://ou.tsu.ru/school/sovrist/9.html - см. по тексту http://www.mak-mak.com/gendb/rus/ceremonies.htm - в разделе "свадьба" http://www.flo4you.ru/pages/simvolika.php - по тексту http://www.club-rukodelie.com/moda/obichai_svadba_130407.html - по тексту Семья и брак у греков и римлян Свадьба по-гречески Греческая свадьба Брачные обряды http://www.goroskopi.ru/publish/open_article/21910/ - по тексту Большая Греческая свадьба http://svadbanet.ru/index.php?menuid=42 - по тексту http://ec-dejavu.ru/i/Initiation.html (своеобразный текст, но если верить Гуглю, что-то про Грецию есть) http://allofmedia.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=13&Itemid=38 Монодическая лирика http://www.gov.karelia.ru/gov/Power/Registry/070325.html http://www.estpovod.ru/articles.php?target=firm&sid=5&i=111 - по тексту http://discopushkin.com.ua/wedding/world.htm - по тексту http://www.marcopolo-travel.ru/mp.php?inc=kindrest&action=show&id=153 - по тексту http://vatel.uz/?cat=10 http://www.newsman.tsu.ru/library/main/tronski/1_1_1_1.html - по тексту http://bigphonebook.ru/clauses581n184a984p1.htm - по тексту В греческих деревнях все еще встречается сложный ритуал, связанный с постелью новобрачных. После венчания из дома новобрачных берут матрас и выносят его на улицу, где женщины заводят вокруг него танцы и катают по нему детей. После этого вперед выходит жених и прикалывает банкноты по углам и в середине матраса. Родители молодых и гости по очереди делают свои взносы, и когда матрас полностью покрывается деньгами, его относят в комнату молодых. http://www.grandtour.ru/subscribe.php?country=Греция&sub=15&id_sub=949 - есть фото Настоящая греческая свадьба http://www.sociology.kharkov.ua/docs/gender/2.html - очень списыфисьная информация http://www.isra.com/news/85799 - ну и эта тоже :) Как празднуют свадьбу в Греции? http://tours.ru/country/stories.asp?id_stories=6953&id_country=gr - по тексту http://www.svadby.org/ фото Моя большая греческая свадьба http://www.le-tur.ru/pages/levay_navigaciy/vidy_otdyha/svadebnye_putesestviy/greciy/

Jorgen: очень ценные ссылки, мы организуем свадьбу в Гречеком стиле во Львове, хочется все-таки чтобы поправдоподобней было. А ритуал с матрасом просто супер. большое Вам спасибо!

Anna: Привет это Анна. У нам на старосадском переулке есть Историческая библиотека . Если время терпет, тоя могу для Вас там поискать информацию. Скороя буду в феодосии. пос Приморский. Так что звоните мне 89168459338. У нас в Крыму живет знакомый. Он по национальности Крымский грек . Я попытаюсь с ним поговорить об обычаях. Могу дать ваш адрес сайта. А так можно встретиться поболтать в Феодосии.

Anna: Привет. Я смогу посетить для вас Историческую библиотеку, которая находится на старосадском переулке дом 9. Если у вас терпет Время , то смогу приготовить для Вас материал об греческой свадьбе и обычаях. 1 августа я уезжаю В Крым, в Феодосию , поселок Приморский. У нас есть знакомый крымский грек. Можно у него поспрашивать об обычаях. А так звоните 89168459338. Предлагаю встретиться в Феодосии.

Kate: Jorgen пишет: очень ценные ссылки, мы организуем свадьбу в Гречеком стиле во Львове, хочется все-таки чтобы поправдоподобней было. Хороший зачин! Потом можно будет организовывать свадебные туры. Тем более, что у вас же тоже есть донецкие греки. И даже музей, кажется, в самом Донецке. При хорошей организации работа не пропадёт даром!

Anna: Можно организовать свадебный тур в саму Грецию. Это можно сделать через Греческого туроператора "Alemar tours"- его сайт :www.alemartours.ru анна

Anna: Мы, современники двадцать первого века помещая Сергиево-Посадский музей игрушек либо Московский музей кукол, никогда не задумываемся, какое значение и силу несли игрушки для наших предков. Даря ту или иную игрушку ребенку мы скорее задумываемся о этической и эстетической стороне дара , чем о магии. В отличии от нас наши пращуры соотносили сделанные из глины или дерева фигурки к высшим силам разума. В языческие времена это были просто идолы божков, которым поклонялись славяне. Когда на Русь пришло Христианство, Идолы превратились кукол, шары Бога солнца мячами. А его колесница в лошадки. И продолжали нести свою определенную функцию. Детские погремушки тоже были призваны защищать детскую колыбель от всяких злых сил и нечисти. Не даром погремушку всегда украшал шарик. Шар у всех народов означал солнце, тепло, свет. Вначале погремушку делали из глины, из мочевых пузырей животных. На Русском Севере детские игрушки делали из бересты или из сосновых щепок. А вот в селе Хлуднево решили слепить из глины не простую ребячью забавы, а виде замечательной красавицы в юбке с колоколом. В этой юбке находятся горошинки. Которые не только отгоняют черные силы, но и забавляют дите. Значительное место занимают среди мира игрушек и забав свистульки. Или как их раньше называли соловьи, сопелки, гудухи. Для не посвященных могу сказать, что мастерят их из глины. И ведь в каждой губернии их мастерят по- разному. В древнем городе Вятке их лепят в виде барашек, уточек, голубей, расписных лошадок. А вот в селе Филимоново ребятишки посвистывают в свистульки в форме забавных поросят и веселых петушков. А вот Хлуднево известно своими самыми забавными и смешными игрушками. – На одном конце вырезают дырку от свистка , а на другой конец сажают маленького воробышка. Курское село Кожли славиться не только заливистыми соловьями, но и свистульками, которые тоже заливаются как соловьиная весенняя трель. А как же это получается? Секрет мастеров очень прост. Сама игрушка похожа на горшочек, куда наливают воду и дуют в дырочки. Но не только свистульки привозили отцы с праздничной ярмарки своим детишкам. Сыновьям положено было дарить лошадок. В крестьянской семье означало достаток и благополучие. На лошади не только пахали, но и возили сено, дрова, хлеб. Падеж скота обозначал нищету и горе. По древней славянской преданию сестра Сварога - Утренняя Заря выводила из конюшни коней. А Заводила их Вечерняя Заря – младшая сестра Славянского Божества. Грозный Перун тоже не мог обходится без своих черных скакунов. Бог труда- Овсень призван был охранять конские табуны у всех славян. Заботился о них и Велес. Известен и христианский Святой Георгий-Победитель на своем коне, топчущий змея. Принято было не только мастерить игрушки, но и вышивать коней на полотенцах, на рубахах. Красовались коньки и на крышах домов и прялках. Среди девочек были всегда популярны такие игрушки как куклы. Еще их называли куклами оберегами. По обычаю их клали до крещения младенца в колыбельку. Они были призваны не только забавлять малыша, но защищать от плохой энергии. Несли они и определенную воспитательную функцию для девочек. В деревенских семьях любили вырезать долгими зимними вечерами из дерева так называемых пеленашек- кукол без рук и ног. Его было удобно нянчить, напевать колыбельные и рассказывать сказки. Девочки на этих куклах учились самостоятельно пеленать малышей. Передавались такие куклы из поколения в поколение. Можно сказать, что они были настоящей семейной реликвией. С далеких времен пришли к нам мартинички. Мартинички вязали в виде кисточек парами. И во время проводов зимы и встречи весны украшали головные уборы. Белая кисточка обозначала уходящую зимы, а красная- весну красну. В наших селах в крестьянских избах, рядом с иконами можно было увидеть крупеничку, горошинку, зернышку Такие обереги способствовали богатому урожаю. Мастерили их из маленького мешочка пшеницы или гречки. Повязывали платочек. В 18 веке В России появилась новая игрушка – Петрушка Нужно отметить что кукла- комедиант завоевала большую популярность среди населения разных социальных слоев. Один из русских генералов уже в эмиграции вспоминал, что одной из главной и любимой игрушкой в детской Великих князей был Петрушка. Не зря Стравинский написал о нем балет. Одет был Петрушка всегда в русскую традиционную одежду: В красный кафтан, да и богатые бархатные штаны. На голове у него красовался высокий красный колпак с кисточкой. В 18 веке вместе с новыми европейскими веяниями в жизнь русских дворянских семей вошло так называемое игрушечное войско- т.е оловянные солдатики. Игрушки заказывали в Германии и поэтому они были доступны только детям из привилегированных классах. Из истории известно , что у царевича Павла - будущего императора был целый игрушечный гарнизон с пушками, ружьями , барабанами и с оловянными солдатиками. И только в 19 веке солдатиков стали мастерить в Сергиевом Посаде и селе Богородском. Вначале Их делали традиционным способом т.е из глины, дерева. И только 70 годах 19 века русские мастера начали отливать игрушки из олова .

Anna: 10 ноября чтим нашу заступницу- Святую Прасковью. Она не только хранит от болезни лили горя, но и посылает молодым девушкам добрых женихов. Образ нашей покровительницей издавно у восточных славян связывают с водой. Той самой водой которая очищает землю от скверны и от всякой нечисти. Наши прабабушки 10 нрября делали куклу не для игры а для поклонения рекам, озерам, родникам. А вот 14 ноября празднуем день Святых Демьянов и Козьмы. Они считаются покровителями курицы. В этот день молодым девушкам положено из куриной косточки и красного лоскутка материи мастерить куколку. И вместа рождественского башмачка бросать ее за околицу при этом загадывая будущего жениха. Ваша лесная учительница Анна

Logi: Anna пишет: Поздней ночью когда все спали, невидимая Макоша любила наводить порядок в избе, стричь овец, Способствовала она удачной торговли, той хозяйке, которая торговала на ярмарке в воскресный день сметаной , грибами и ягодами, творогом, сливками, пенькой и всякими другими продуктами, которые воспроизводила она в своем деревенском хозяйстве. Но были случаи, когда наказывала она и ленивых хозяев. Так ночью баба Мара могла состричь волос у нерадивой хозяйки или спутать и порвать кудель. Момент... Какая связь между Макошей (Мокошью) и Марой (Мораной, Мареной)? Это два разные божества, вообще-то

Logi: Anna пишет: хотелось бы побольше узнать про историю такого народа, как Русины. Мне недавно попалась в руки очень интересная книга "Тайны троянской войны и средиземноморская русь" Александра Абрашкина. Там немало рассказывается о русенах - вполне возможно, что русины - это они же. Так что очень советую прочитать.

Kate: Logi , спасибо за исправления, если они верны. Я не знаю откуда Анна брала эту информацию, попробую узнать. Признаюсь честно, я этой темой не владею. Возможно Вы нам подскажете полезные источники. Костамаров пылится у меня на полке, а я бессовестно пока не могу его взять и прочитать

Anna: Макоша - это языческое божество, которое почиталось женщинами славянских племен и каждое племя называло по-своему называла нашу покровительницу.

Kate: Ой, я тут даже и спорить не буду! в Интернете вообще ничего не подвернулось на эту тему. Рыночная ниша свободна, можно осваивать! Вот думаю, надо глоссарий на сайте завести...

Alex: Здравствуйте. Я человек новый на вашем сайте, но не новый в традиционной культуре... моя профессия Этнограф... правда молодой еще пока и не очень опытный... А пишу я Вам вот по какому вопросу: нужна разработка этно сценария Покрова, желательно с песнями и сделанной в форме вечерки... хотя если есть что другое мне и это пойдет...ОЧЕНЬ надо!!! ...Люди, помогите найти сценарий, до земли буду кланяться. Мое мыло: kurizki@rambler.ru

Kate: разработка этно сценария Покрова Вам нужен сценарий праздника Покрова, именно с уклоном на православие? Я правильно Вас поняла? Вы, друзья, ставьте задачи чётче. Опсивате более конкретно, что Вас интересует, для каких целей, и на какую группу людей. Весь сценарий возможно и не найдём, но вот какие-то элементы отыщем точно. Здесь детский есть Тоже детский Для школьников (кликнуть по ссылке "Приложение 2)

Kate: ...И даже сосуды с водой нельзя на ночь оставлять ненакрытыми – туда может забраться злой дух. Святки – это период между Рождеством и Крещением, который по новому стилю начинается 6-го января, а заканчивается 19-го января. Посередине находится Васильев день – теперь это 14 января, первый день старого Нового года. Первая половина Святок – смешные, или святые вечера. Вторая половина – страшные вечера, когда выползает из всех щелей нечистая сила и даже сосуды с водой нельзя на ночь оставлять ненакрытыми – туда может забраться злой дух. Основным развлечением в святочные вечера для молодых незамужних барышень становится гадание (замужним, понятное дело, уже не до того – дети, дом, кастрюли), видов которого специально для этого случая существует множество. Чтобы создать атмосферу, барышни собираются в отдельной комнате в максимально возможном количестве, зажигают свечи, извлекают из разных углов припасенные заранее святочные атрибуты и начинают… Гадание на кольце, хлебе и крючке: перечисленные три вещи складывают в посудину вместе с кусочками хлеба, угольками, камешками и другими мелкими предметами. Посудина накрывается полотенцем, после чего каждая барышня не глядя тащит первую попавшуюся вещь (вытащенное затем возвращают в посудину). Если вытащит хлеб – муж будет богатый, если кольцо – красавец, если крючок – инвалид или бедняк. Гадание на палочках проводится аналогичным способом. Три палочки – синяя, красная и белая, – помещаются в посудину. В первый раз тащат, определяя состоятельность будущего мужа. Красная палочка означает богатого, белая – достаточного, синяя – бедняка. Во второй раз исследуют его внешние данные: красная – красавец, белая – обычный, синяя – некрасивый или с физическими недостатками. Гадание на луковицах проводится так: все девушки берут по луковице и помещают их корешками в воду, после чего наблюдают – чья луковица раньше даст зеленые росточки, той девушке раньше быть замужем. Гадание по собакам. Девушка остается в комнате одна, после чего туда впускают собаку. Если собака сразу подбежит к девушке, то семейная жизнь будет счастливой, если станет сначала нюхать пол – то муж будет сердитым, а семейная жизнь – несчастной, если же собака начнет ласкаться – то и муж будет ласковым. Гадание на полотенцах. За окно вывешивали на ночь полотенца – чье к утру окажется влажным, той девушке быть в этом году замужем. Гадание на именах прохожих. Нужно выйти из дома и окликнуть первого встреченного человека мужского пола, спросив, как его имя. Какое имя назовет – так и будут звать будущего мужа. Гадание по башмачку. Девушки выбрасывали за ворота дома башмачок или туфельку. В какую сторону носком упадет башмачок, в той стороне и быть девушке замужем. Если же башмачок упадет носком к дому, то в этом году девушка замуж не выйдет. Гадание на расческе. Перед сном девушка кладет под подушку расческу со словами «Суженый, ряженый, приди и расчеши мне волосы». Если во сне видит, как мужчина расчесывает ей волосы, то быть в этом году замужем за тем человеком, который приснился. Гадание на разговорах. Ходили подслушивать под окнами у соседей и по тому, что слышали, судили о будущем замужестве. Если в избе бранились – то муж будет сердитый, если смеялись – весельчак, если выпивали – пьяница, и т.д. Гадание по книге. Для этого берется книга и каждая девушка по очереди задает вопрос, а потом называет номер страницы и строчку (снизу или сверху), где содержится ответ. Ответ прочитывается в книге. Для гадания замечательно подходят произведения классиков русской литературы (только поаккуратнее с Достоевским! А вот Толстой или Пушкин просто идеальны). Формулировать вопрос лучше так, чтобы он предполагал развернутый ответ, а не «да-нет». Гости устраиваются в большой теплой комнате, зажигаются свечи, на стол ставится угощение... Про святочные гадания, которые можно проводить и в современных условиях упомянули – когда раздобыть настоящую кочергу, полено или угли проблематично, а вот книги, расчески и полотенца вполне доступны. Поговорим о гадании, которое лучше всего проводить большой компанией молодежи обоего пола. Начинается оно традиционно – гости устраиваются в большой теплой комнате, зажигаются свечи, на стол ставится угощение и большой котел, чан, на худой конец, ведро, кастрюля или коробка – не имеет значения, лишь бы этот сосуд был достаточно вместительным. В котел нужно набросать небольшие кусочки хлеба (можно использовать сухари), камешки или кусочки глины, а затем предложить каждому гостю положить в него какую-то принадлежащую ему мелкую вещицу – кольцо, часы, браслет, сережку, ручку, носовой платок, у кого что найдется. После того как все предметы сложены в котел, их нужно хорошенько перемешать, накрыть котел полотенцем и исполнить хвалебный гимн спонсорам всего этого безобразия – то есть солнцу и хлебу, благодаря которым, в общем-то, вся белковая жизнь на планете как бы и существует и даже гадания устраивает. Затем выбирается один человек, который будет вытаскивать вещицы из котла. Сначала дружно поется подблюдная песенка – их известны сотни, и чтобы исполнять их, не нужно обладать музыкальным слухом и выдающимися вокальными данными. В конце каждой песенки прибавляются такие слова: А уж кому мы спели, тому добро, Кому вынется, тому сбудется, Тому сбудется, не минуется! После чего выбранный человек запускает руку в котел и вытаскивает первую попавшуюся ему вещицу. Чья вещица вытащена – для того исполнится только что пропетая песенка. Так повторяется до тех пор, пока все вещицы не будут вытащены из котла. Вот некоторые подблюдные песенки, сгруппированные по смыслу. К замужеству или женитьбе: Уж как кличет кот кошурку в печурку спать: «Ты иди, моя кошурка, в печурку спать, У меня, у кота, есть скляница вина, Есть скляница вина и конец пирога, У меня, у кота, и постеля мягка». Растворю я квашенку на донышке. Я поставлю квашенку на столбушке. Я покрою квашенку черным соболем, Опояшу квашенку красным золотом. Ты взойди, моя квашенка, полным-полна, Полным-полна, со краями ровна. Кузнец, кузнец, мне скуй венец! Из обрезочков золот перстень! Как мне тем венцом венчатися, Как тем перстнем обручатися! Катилося зерно по бархату, Еще ли то зерно бурмицкое, Прикатилося зерно к яхонту. Крупен жемчуг с яхонтом, Хороши жених с невестою! Уж как на небе две радуги, У богатого мужика две радости: И он сына-то женит, дочь замуж отдает! Скачет груздочек по ельничку, Ищет груздочек беляночку. Не груздочек скачет – дворянский сын, Не беляночки ищет – дворяночки. Летит сокол из улицы, Голубушка из другой. Слеталися, целовалися Сизыми крыльями обнималися. К богатому мужу: Жемчужина скатная! До чего тебе докатитися, Пора тебе выкатитися Князьям и боярам на шапочку. К замужеству и отъезду: Чарочка, поплывушечка, До чего тебе доплавати? Пора тебе и вон выплывать, Князьям и боярам вино подносить. К отъезду: Стоят сани снаряженые И полостию покрытые, Только сесть в сани, да поехати. К богатству: Щука шла из Новагорода, Она хвост волокла из Бела озера, Как на щуке чешуйка серебряная, Что серебряная – позолоченная, А головка у ней унизанная. Идет кузнец из кузницы, Шубенка на нем худехонька, – Одна-то пола во сто рублей, А другая пола в тысячу, А всей-то шубенке цены нет; Цена-то ей у царя в казне, У царя в казне, в золотом ларце! К исполнению желания: На корыте сижу, я корысти жду, Я еще посижу, и еще подожду. И я глядь-поглядь – корысть на дворе, Корысть на дворе, сто рублей на столе. Не выйти замуж (жениться) в этом году: Я на печке сижу, долги нитки вожу, И еще посижу, и еще повожу. Марина Середа



полная версия страницы